Проблема электронных отходов на Земле становится нелепой

Подобно тому, как мы на словах заботимся о защите животных, мы, люди, очень хорошо умеем говорить о необходимости защиты природных ресурсов, но едва ползаем, когда нас просят пройтись. Показательный пример: новый отчет Университета ООН сегодня показал, что в 2016 году количество электронных отходов выросло на 8% по сравнению с 2014 годом.

Это большой прирост, и он становится еще хуже, когда вы осознаете масштаб задействованных цифр: 44,7 миллиона метрических тонн (Мт). Это все еще кажется немного абстрактным, поэтому давайте представим это в более реальных терминах: вы смотрите на вес 4500 Эйфелевых башен или 1,23 миллиона полностью загруженных 18-колесных 40-тонных грузовиков, выстроившихся в линию на всем протяжении от Из Нью-Йорка в Бангкок и обратно. Похоронены среди этих отходов: драгоценные металлы на сумму 55 миллиардов долларов, которые не перерабатываются, несмотря на широко распространенные предложения по переработке телефонов при каждом двухлетнем обновлении.158065_веб

Программы для Windows, мобильные приложения, игры - ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале - Подписывайтесь:)

Хуже всего (да, мы еще не дошли до худшего) то, что эта проблема будет усугубляться раньше – а если – и улучшится. Эксперты Университета Организации Объединенных Наций прогнозируют дальнейшее увеличение на 17% (55,2 млн тонн) к 2021 году. – рассказал мне по телефону из своего офиса в Германии Рюдигер Кюр, руководитель программы устойчивого развития циклов Университета ООН. «В преддверии Рождества мы видим все больше и больше гаджетов со встроенными батареями, и они заполняют гору электронного мусора».

Конечно, тот факт, что товары были утилизированы в 2016 году, не означает, что они являются продуктами 2016 года – так что наше безудержное потребительство почти наверняка нас еще не догонит. «Это тоже историческая трата», — объясняет Куэр. Даже если вы пойдете в центры переработки в Великобритании, Германии или где-либо еще. Обычно это смесь – есть определенное разделение, но оно очень грубое. Микроволновые печи приходят вместе с пылесосами, утюгами и электрическими зубными щетками – и слишком многое оказывается в обычной бытовой мусорной корзине».

Как и в случае с вредными привычками, способствующими изменению климата, эта проблема в значительной степени вызвана западным миром, но по мере того, как развивающиеся страны становятся богаче, эта закономерность почти наверняка будет распространяться. Океания была худшим производителем электронных отходов с показателем 17,3 кг на жителя, за ней следовала Европа с показателем 16,6 кг на жителя. В Америке средний показатель составляет 11,6 кг на жителя, в Азии – 4,2 кг, а в Африке – всего 1,9 кг.

Борьба с горой электронных отходовEarth_in_bin

Если бы вы покопались в отчете в поисках хороших новостей, то они были бы такими: на момент написания 67 из 192 государств-членов ООН подпадают под действие законов об управлении электронными отходами, а это охватывает 66% населения мира. В 2014 году было охвачено лишь 44% – но успокаиваться по-прежнему нельзя. «Даже увеличение численности населения во всем мире, подпадающего под действие законодательства об электронных отходах, не обязательно означает, что гора электронных отходов сокращается», — объясняет Куэр.

Чтобы серьезно заняться этой проблемой, нам все больше кажется, что нам необходимо радикально переосмыслить то, как мы покупаем и используем товары – потому что, как говорит мне Кюр: «производство этих продуктов оказывает самую большую нагрузку на окружающую среду», а не потребление или утилизация.

Итак, если бы Куэр на один день стал королем мира, что бы он сделал, чтобы попытаться решить эту проблему? «Я бы двигался в направлении улучшения ремонтопригодности, но при этом сделал бы производителей владельцами машин», — отвечает он. «Движение к обществу услуг, в котором мы, как потребители, больше не покупаем iPhone или Samsung, а покупаем услугу».

Программы для Windows, мобильные приложения, игры - ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале - Подписывайтесь:)

Если мы каким-то образом спровоцируем такое резкое изменение отношения, то «они будут проектировать оборудование по-другому, чтобы обеспечить максимальный доступ к компонентам для ремонта и повторного использования». Конечно, чтобы компании могли изменить свою бизнес-модель, им нужна поддержка потребителей, и наша любовь к имуществу является серьезным препятствием, которое необходимо преодолеть. «Самая большая проблема — это наш менталитет как потребителей, поскольку мы по-прежнему предпочитаем владеть продуктом, а не брать его в аренду», — признает Куэр.158066_веб

Потребители, интересующиеся экологическим бременем своих привычек, безусловно, помогли бы, и на данный момент это далеко не верхушка нашего коллективного сознания, несмотря на ущерб, который мы наносим. «Было бы желательно сделать шаг в маркетинге продуктов в сторону экологических аспектов», — отмечает Куэр, хотя компании вроде Fairphone, которые ставят эти вопросы превыше всего остального, изо всех сил пытаются изменить ситуацию.

Несмотря на то, что Кюр участвует в довольно удручающих исследованиях, он на удивление оптимистичен. Когда я спрашиваю его, есть ли какие-нибудь положительные моменты, он отвечает громким «определенно». Возможно, мы не спешили осознавать ущерб, причиненный потребителю, но, похоже, мы смутно признаем его, что является небольшим, но важным первым шагом. «Еще многое предстоит сделать, но это все больше входит в повестку дня, а также в сознание потребителей – и это хорошее движение», – говорит он.

«Потому что только знания и осознанность будут направлять нас и изменять нас». Будем надеяться на это, ради планеты.

Изображение автор: Джон Файнштейн и Зеленый фонд Руанды используется в соответствии с Creative Commons.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *